2020

Ну сколько можно повторять!

Нередко нам кажется, что все наши педагогические усилия проходят бесследно для наших детей. Тогда мы закатываем глаза и спрашиваем: «Ну сколько можно повторять?!», ну потому что действительно — сколько? Впрочем, чаще всего проблема не в количестве повторений и громкости
 нашего голоса, а в чем-то совершенно другом.

Если ваша воспитательная стратегия привела вас в тупик, значит, надо что-то менять. Но сперва задайте себе семь важных вопросов, чтобы проанализировать, что может быть не так.

✅У меня реалистичные ожидания?
Для начала займитесь самообразованием: изучите нормы развития детей разных возрастов (не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального) и сопоставьте их со своими требованиями. Например, истерики и неусидчивость у двухлеток — это абсолютно нормально, так же, как и протестные настроения у подростков.

Обладая релевантными знаниями об особенностях развития детей, вы сможете не только скорректировать свои ожидания, но и лучше понимать потребности своего ребенка. Устанавливайте правила, которые соответствуют возрасту вашего ребенка и не требуйте от него больше того, на что он способен.

✅Насколько последовательны мои дисциплинарные решения?
Правила работают только тогда, когда они предсказуемы. Если последствия «неправильного» поведения наступают в двух случаях из трех, у вашего ребенка есть неплохой шанс нарушить правила и остаться безнаказанным, и он довольно быстро это поймет.

Также важно помнить о том, что в отдельных случаях для того, чтобы изменить поведение ребенка, требуется немало времени. Если вы отправили ребенка в свою комнату после большого скандала, не стоит ждать, что подобное больше никогда не повторится. Освоение новых навыков требует времени и терпения.

✅Делаю ли я что-нибудь для подкрепления плохого поведения?
Иногда родители сами бессознательно подталкивают своих детей в сторону неправильных решений.
Чтобы не поддерживать плохое поведение, иногда лучше его просто проигнорировать, чем уделять ему свое внимание. Это может привести к тому, что, убедившись в неэффективности своих методов, ваш ребенок начнет искать новые, более продуктивные способы привлечь ваше внимание.

✅Есть ли у меня способы поощрения хорошего поведения?
Многие взрослые не хотят ходить на работу без зарплаты, а многие дети не видят смысла менять свое поведение без четкого понимания того, что можно за это получить.

Не ограничивайтесь одними только негативными последствиями в случае плохого поведения, помните и о важности позитивных последствий в случае хорошего поведения тоже. Детям помладше подойдет таблица с наклейками за каждое достижение, детям постарше — система вознаграждений. Хвалите детей чаще независимо от возраста.

✅Знаю ли я, как научить ребенка новым навыкам?
Некоторые поведенческие проблемы возникают потому, что дети просто не знают, как еще можно повести себя в определенной ситуации. Например, если ваш ребенок дерется, когда у него плохое настроение, недостаточно просто сказать ему, чтобы он прекратил. Поговорите с ним, объясните, почему драка — не способ разрядки и, что самое главное, предложите «легальные» и безобидные способы разрядки.

В некоторых случаях вы можете попробовать ролевые игры, чтобы потренироваться в использовании новых поведенческих навыков. Не забывайте хвалить ребенка и радоваться, когда он самостоятельно делает выбор в пользу правильного поведения.

✅Есть ли кто-то, кто мне противоречит?
Если рядом с ребенком есть взрослые, которые устанавливают свои правила, противоречащие вашим, вам стоит вмешаться в этот процесс. Поговорите с партнером, родственниками, донесите до них свои правила и ценности. Противоречивые сигналы, поступающие от значимых взрослых в жизни ребенка, приводят к непониманию и конфликтам.


✅Насколько важны те изменения, которых я пытаюсь добиться?
Иногда родители так зацикливаются на стремлении изменить поведение ребенка, что даже забывают о том, зачем они все это затеяли.

 Если ребенок отказывается ходить в кружок или спортивную секцию, то это сложно назвать проблемой, это просто его выбор. Да, возможно, вы убеждены, что это очень полезно, но если он по каким-то причинам не хочет туда ходить, то надо оставить за ним это право.

Нередко, когда родители делают что-то «в лучших интересах ребенка», они делают совсем не то, что хочет ребенок. В итоге это приводит к конфликтам и разногласиям, которые в дальнейшей перспективе не имеют никакого смысла.

Если вы не уверены, стоит ли вводить новые правила и проявлять строгость и настойчивость в каком-то вопросе, то сделайте шаг назад и оцените обстановку. Если речь идет о чем-то, что не принесет вашему ребенку вреда в будущем, то, вероятно, стоит уступить и разрешить ребенку не делать того, чего он не хочет. Вместо этого поддерживайте интересы ребенка и принимайте участие в том, что выбирает он сам.