2021

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. Умение общаться друг с другом - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Ведущей деятельностью жизни дошкольника была и остается игра. Именно в процессе игры дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, у него формируются социально-нравственные качества личности. Игра сопровождает детей в течении всего времени пребывания в детском саду. Во время игры ребенок получает представление о себе, о сверстниках, об обществе в целом.             В возрасте трех лет начинает складываться произвольное поведение, оно проявляется в таких качествах как: чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания – это сензитивный период для социализации и развитии ребенка. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой.                 

Хороводные игры – верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру – все дети сбегаются, забывают обиды, ссоры. В группе царит мир и спокойствие. Хороводная игра сплачивает, сближает детей.  В хороводе всегда проявляется чувство единение, дружбы, товарищества.  Хороводные игры предполагают одновременную включенность каждого как участника, так и зрителя, что дает возможность получить как образец для подражания, так и возможность попробовать самому то или иное действие, тем самым обучаясь образцам коммуникативного общения.  В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми

Дети младшего дошкольного возраста любят хороводные игры: «Раздувайся пузырь», «Колпачек», «Кто у нас хороший», «Заинька», «Подарки», «Бубен», «Шел король по лесу…», «Ходит Ваня», «Ровным кругом»

Хороводные игры издревле любили на Руси. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют в хороводные игры: «Дедушка Водяной», «Бабушка Маланья», «Золотые ворота», «Эхо», «Волшебная палочка», «Дрозд».

·        Игра «Дрозд»

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары.
Далее вместе с ведущим произносят слова и выполняют движения:
«Ты дрозд, (открытой ладонью показываем на соседа)
и я дрозд, (открытой ладонью показываем на себя)
У тебя нос (прикасаемся кончиками пальцев к  носу соседа)
и у меня нос, (прикасаемся кончиками пальцев к своему носу)
У тебя щёчки красненькие, (прикасаемся кончиками пальцев к щеке соседа)
И у меня щёчки красненькие. (прикасаемся кончиками пальцев к своим щекам)
У тебя губки аленькие, (прикасаемся кончиками пальцев к губам соседа/либо показываем на них)
И у меня губки аленькие (прикасаемся кончиками пальцев к своим губам).
Мы с тобой два друга (пожимаем друг другу руки)
Любим мы друг друга (обнимаем друг друга).
Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно - гигиенических навыков: опрятности; аккуратности в быту; навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, я делаю этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Использую игровые ситуации в режимных моментах, у детей повышается интерес к скучным повторяющимся процессам одевания, умывания, а также способствуют развитию активности и самостоятельности.

-       Умываемся: «Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, оба глаза! Хорошенько! Хорошенько! Мойся, мойся, умывайся! Грязь, смывайся!

          Убирайся!».

-       За столом: «А у нас есть ложка волшебная немножко, на тарелочке – еда.                         Не оставит и следа! Кликнем ложку нашу – подберет всю кашу!

          Это – ложка, это – чашка. В чашке – гречневая кашка.

          Ложка в чашке побывала – кашки гречневой не стало!».

-       Одеваемся: «Чтобы не отстать от веселых друзей, учись одеваться мой друг, побыстрей!».

Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка.

В старшем дошкольном возрасте происходит не столько формирование, сколько закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений.  Учитываю особенности психического и физического развития детей, я усложняю и обогащаю содержание их деятельности, тем самым решая  конкретные для данного возраста задачи: развитие дружеских, доброжелательных отношений между сверстниками; обогащение словаря «вежливых» слов, культурного обращения к сверстникам или старшим; формирование умения оценивать события, поступки, выражать своё отношение к ним, желание следовать положительным моральным эталонам и моделям поведения, осуждать негативные действия окружающих; воспитание уважительного отношения к окружающим, доброжелательности, отзывчивости, умения приходить на помощь и быть благодарным оказавшим помощь людям.

Социально-коммуникативное развитие в детском саду происходит не только в организованной образовательной деятельности, в трудовом, нравственном и патриотическом воспитании, но и в режимных моментах. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. 

В своей работе при развитии социально-коммуникативных навыков детей я использую технологию проблемных ситуаций.

-       Ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

-       «Научи своего друга тому, что умеешь сам»

 Побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, одеваться на прогулку. Побуждая детей поделиться опытом, помогаю им войти в роль «учителя», то есть быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.

-       Проблемные ситуации типа «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

С помощью подобных ситуаций дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются к безболезненной социализации, когда ребёнку придётся самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учиться подчинятся общим правилам, выполнять просьбы и поручения. Я использую следующие приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников и организацию жизнедеятельности:

 

-       Условные сигналы

Ÿ  Переход от одного вида деятельности к другому: звоню колокольчиком перед началом каждого занятия;

Ÿ  дежурный стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;

Ÿ   фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра: «Я ребят своих зову в интересную игру»

 

-       Ритуалы и традиции

Ÿ  Заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят; (традиционные круги: приветствия - по команде здороваются друг с другом разными частями тела, клубочек ласковых слов) 

Ÿ  Утро радостных встреч, когда принято здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное.

Ÿ  Читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читаем ее и обсуждаем.

Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал – пройдись по парку! Подводят нервы – побегай! Нет сил – сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением – эффект будет усилен во много раз.

Замечено, что дети, не умеющие и не желающие общаться, очень редко смотрят в лицо друг другу. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет. Настроить детей на совместную игровую деятельность, сплотить коллектив, организовать «встречу» детей друг с другом, помочь ребенку «увидеть» сверстника используется – игроритмика, логоритмические игры.

-       Игроритмика – двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. При использовании ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями.)

-       Логоритмические игры, содержание текста которых вызывает у детей позитивные эмоции и призыв действовать совместно.

 С помощью логоритмики можно успокоить слишком активного ребенка или подбодрить медлительного. К детской логоритмике можно отнести многие пальчиковые игры, которые используются в режимных моментах.

Постоянная, непрерывная работа способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребёнка. Именно совместная игра – главное содержание общения.  Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Становятся самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными. Более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.